Пекин не пускает стартапы за рубеж — торговая война толкает их на внутренний рынок

Китайские регуляторы ужесточают контроль за технологическими компаниями, планирующими зарубежный листинг. В чем причина новых ограничений, разбирались аналитики ФБА «Экономика сегодня».

Пекин не пускает стартапы за рубеж — торговая война толкает их на внутренний рынок

Доступ на иностранные биржи стал сложнее

Управление по вопросам киберпространства КНР ввело требование для компаний с пользовательской базой не менее 1 млн человек проверять информационную безопасность своих сервисов в преддверии первичного размещения акций за рубежом, в случае если платформа занимается сбором пользовательских данных.

Ранее регулятор придерживался той же позиции, но прямого требования о проведении подобных проверок не существовало, а бизнес, планировавший разместить бумаги на иностранных площадках, шел навстречу и самостоятельно проводил необходимые проверки.

Ситуацию изменил инцидент с Didi Global Inc., когда крупнейший в Поднебесной сервис онлайн-заказа такси провел IPO на американской бирже вопреки рекомендации интернет-регулятора отложить размещение акций и организовать внутреннюю проверку для оценки безопасности систем.

Последствием несоблюдения предписаний регулирующего органа стала приостановка регистрации новых пользователей в сервисе Didi, после чего соответствующее приложение и вовсе было удалено из цифровых магазинов в Китае.

Параллельно с этим Государственное управление рыночного регулирования (SAMR) заблокировало объединение двух крупнейших в стране игровых стриминговых платформ, долями которых владеет Tencent Holding Ltd.

Сервисы Huya и DouYu, на которые приходится более 70% рынка игрового стриминга, уже разместившие акции на биржах США в октябре 2020 года, сообщили о планах произвести слияние.

SAMR посчитало, что подобное объединение негативно отразится на развитии сектора игровых стриминговых сервисов и приведет к монополии на рынке. Главный акционер обеих платформ Tencent заявил, что не планирует оспаривать данное решение.

Пекин не пускает стартапы за рубеж — торговая война толкает их на внутренний рынок

Техсектор Китая стремится в США

В 2020 году рекордное количество компаний из КНР провело листинг своих акций на иностранных биржах, а самым популярным, несмотря на антикитайскую политику Дональда Трампа, стал рынок Америки. Первичное публичное размещение своих бумаг на фондовых площадках США в 2021 году запланировали уже более 60 представителей бизнеса Поднебесной. В первом квартале текущего года компаниям из Китая уже удалось привлечь рекордные 11 млрд долларов, что на 440% больше, чем за аналогичный период 2020 года.

Такой интерес вызван тем, что китайские стартапы стремятся получить как можно больше капитала для развития и масштабирования своего бизнеса. В то же время инвесторы со всего мира, имеющие доступ к американским площадкам, еще больше усилили аппетит к компаниям из Пекина после прихода Джо Байдена на пост президента США.

Однако в начале текущего месяца уже сообщалось о том, что власти Китая планируют изменить правила выхода местных компаний на зарубежные рынки. Практически каждая крупная китайская интернет-компания для этого регистрировала структуру в офшорной зоне, что позволяло обойти барьеры, установленные китайским регулятором, и привлечь деньги от иностранных инвесторов. Но если власти КНР введут запрет на листинг за рубежом без одобрения местного надзорного органа, количество китайских стартапов, проявляющих интерес к иностранным рынкам, может заметно сократиться.

Так, после новостей о возможном ужесточении контроля популярные в Поднебесной фитнес-приложение LinkDoc Technology и платформа для прослушивания подкастов Ximalaya уже отказались от планов провести первичное размещение акций на американской бирже NASDAQ, а инвесторы, которым довелось наблюдать резкое падение китайских акций после очередного скандала, стали менее охотно присматриваться к бумагам из этой страны.

Пекин не пускает стартапы за рубеж — торговая война толкает их на внутренний рынок

Кибербезопасность выходит на первое место

В разговоре с ФБА «Экономика сегодня» руководитель Школы востоковедения ВШЭ факультета мировой экономики и мировой политики Андрей Карнеев отметил, что вопрос сохранности данных пользователей стоит на первом месте у всех стран мира, но поскольку Китай претендует на лидерство в технологическом секторе, для государства кибербезопасность имеет особый характер.

«Большая часть товаров и услуг в государстве уже давно реализуется в электронном формате, а во время пандемии эта тенденция только усилилась, поэтому очень важно сделать эту среду максимально безопасной», — сообщает Карнеев.

Эксперт также замечает, что с точки зрения фондового рынка за компаниями из КНР закрепилось мнение о некоторой непрозрачности, так как многие считают раскрытие информации со стороны представителей бизнеса государства неполным, а иногда даже недостоверным. Ужесточение требований для листинга на зарубежных площадках также может быть вызвано желанием показать достоверность и надежность информации зарубежным инвесторам.

«Экономика Китая всегда была открыта для привлечения иностранных инвестиций, несмотря на политическую закрытость страны. На сегодняшний день степень интеграции Пекина в мировую экономику весьма высока, к примеру, в стране присутствуют почти все транснациональные корпорации», — заключает Карнеев.

Однако, как заявляет специалист, некоторые эксперты считают, что после начала торговой войны с США государство начало менять свой курс и основной упор теперь будет делаться на развитие внутреннего рынка, а внешнеэкономические связи станут носить вспомогательный характер. Таким образом, ограничения могут быть вызваны нежеланием предоставлять доступ бизнесу государства на международные рынки.

Источник: rueconomics.ru



Добавить комментарий